Лыжи хороши для движения вверх, а на сноуборде удобно ехать вниз. Неудивительно, что со временем появился снаряд, способный сочетать в себе оба свойства. Он получил название сплитборд (Splitboard).
Как и все гениальное, конструкция сплитборда оказалась очень простой. Достаточно было распилить посередине сноуборд и обеспечить фиксацию на подъеме стандартного сноубордического ботинка. Приклеив камуса и взяв в руки палки телескопической конструкции и можно отправляться в путь, на встречу приключениям.
Ни длинные траверсы, ни выкаты с пологой поверхностью теперь не являются препятствиями. К тому же не приходится нести снегоступы или сноуборд на собственной спине. Мы свободно передвигаемся с легким рюкзачком, делаем фотоснимки живописной природы, а на старте просто превращаем две широкие лыжи в один стандартный сноуборд. Для этого потребуется всего несколько движений, не придется даже снимать перчатки. И вот мы уже парим вниз в брызгах снега и солнечных лучах, причем с абсолютно свободными руками.
Сплитборд появился в 1994 году, его создал американец Брет Коберник. Распилив собственный сноуборд пополам, он получил возможность без проблем подниматься по снежной целине в Скалистых горах, не тратя средства на геликоптеры. Фамилия Брета, схожая с именем известного астронома Средневековья, оказалась пророческой. Открытие получило широкое распространение во всем мире, и вот уже компания Voile выпускает первую линейку сплитбордов.
С каждым годом сплипборды становятся все популярнее, завоевывают новых поклонников. На сегодняшний день среди продукции любой уважающей себя компании имеется как минимум один такой снаряд. Но первопроходцу Voile удалось сохранить лидирующие позиции в этом сегменте. Именно под этим брендом производится наиболее востребованная фурнитура.
Конструкция сплитборда
В собранном виде снаряд скреплен в шести точках. На носу и хвосте стоят металлические фиксаторы, на самом кончике хвоста и носа – пластиковые. Имеются также крепления и платформы для них. Такое устройство полностью исключает риск «распадения» при движении.
Замки обычно продаются в комплекте со сплитбордами. Различают два типа систем: Voile kit и Atomic. Первые схожи с буквов Z, которая скрепляется и раскрывается простым движением.
Вторые – более жесткие, открыть их можно зубцом кошки.
Достаточно удобные защелки выпускает компания Karakoram.
В свое время фирма Burton выпустила собственный вариант замков, как выяснилось впоследствии – нежизнеспособных. Большинство сплитбордов сейчас оснащается фиксаторами Voile kit.
В начальной части подъема крепления раскручиваются либо просто снимаются, замочки расстегиваются. Части сноуборда меняются местами, это дает возможность тормозить на спусках, ведь внутренним кантом, который после сборки становится внешним, сделать это намного удобнее.
Камус (переводится как «шкура») клеится к скользящей поверхности. Точно также раньше охотники приделывали на лыжи снизу настоящие шкуры с жестким ворсом. Жесткие ворсинки не мешают свободному скольжению вперед, но не дают лыжам съезжать назад. Сейчас камус представляет собой синтетический или шерстяной материал с клеящейся поверхностью, поэтому закрепить его на импровизированных лыжах очень легко.
В передней, а иногда еще и в задней части камуса есть петля-крепление, которая надевается на нос сплитборда либо его хвост. Однако на обледенелой или намокшей поверхности закрепить камус довольно сложно, поэтому при себе лучше иметь специальную тряпочку, которой можно протереть скользящую поверхность.
Крепления ставят на серединные упоры, сюда же вставляются фиксаторы. Сначала в сплитбордах были особые крепления на подъем, но сейчас в них нет необходимости – для движения вниз и вверх используются одни и те же крепления. Под пятку встроен упор по аналогии со скитурами. Это упрощает восходящее движение, а во время ходьбы по плоской поверхности упор легко опускается.
Крепления ставят на серединные упоры, сюда же вставляются фиксаторы. Сначала в сплитбордах были особые крепления на подъем, но сейчас в них нет необходимости – для движения вниз и вверх используются одни и те же крепления. Под пятку встроен упор по аналогии со скитурами. Это упрощает восходящее движение, а во время ходьбы по плоской поверхности упор легко опускается.
Для передвижений по «бетону» либо ледяной поверхности сплит дополняют «кошками» с удлиненным фиксатором. Зубцы таких приспособлений не дадут соскользнуть на полностью обледеневшем склоне.
Итак, вся конструкция состоит из:
1. Сплитборд;
2. Замочки, фиксаторы;
3. Камуса;
4. Отдельные крепления либо системы для монтажа обычных креплений от сноуборда;
5. Кошки (при необходимости).
На сборку или разборку сплитборда не придется тратить больше 5 минут. Еще минут 10 потребуется для просушивания скользящей поверхности перед наклеиванием камуса.
Разновидности сплитбордов
Сплитборды различаются по нескольким параметрам:
1. Ростовке;
2. Геометрии;
3. Конструктиву;
4. Жесткости;
5. Кантам;
6. Скользящей поверхности;
Поскольку сплитборд считается приспособлением для бэккантри, конструкция продумана соответствующим образом.
По ростовке нужно подбирать сплитборд, достающий до средней части подбородка. Можно выбрать вариант чуть длиннее.
Большинство моделей обладают направленной геометрией с закладными, смещенными в направлении хвоста. Иногда расширенный нос увеличен в сравнении с традиционными сноубордами. Это связано с разницей в весе – сплитборд тяжелее неразрезанного прототипа. У твинтипов хвост и нос имеют одинаковую длину, это обеспечивает спокойное движение в свиче. Такой геометрией отличаются Voile Artisan и Venture Helix Rocker.
По конструкции сплитборды могут заметно различаться, причем каждый вариант обладает своими преимуществами и минусами:
1. Прямая конструкция классического типа обеспечивает полноценный контакт со склоном во время подъема и высокую скорость при спуске. Однако для такого снаряда нужны высокое мастерство и безошибочные действия. Примеры: Never Summer Prospector Split и K2 ultra;
2. Модели с одним кембером (иногда с рокером в передней части) легко идут вверх, дают высокую скорость на спуске с возможностью высокого контроля и легко всплывают. Однако для такого варианта необходима направленная геометрия, удлиненная ростовка, а значит, и больший вес. Примеры: Winterstick Split, Prior Fissale;
3. Сплитборды гибридной геометрии – это доски с гибридным рокером, кембером и двумя рокерами, двумя кемберами и тремя рокерами и т.д. Недостатком можно считать ухудшенный контакт камуса на подъеме из-за большого количества изгибов. Примеры: Prior Khyber, Rossignol XV MAGTEK Split Kit, Jones Solution.
Жесткость – относительное понятие для сноуборда. Так, сплитборды нередко обладают жестким хвостом и носом повышенной мягкости для упрощения всплытия. В некоторых моделях наоборот, хвост мягкий, а нос жесткий. Но такой вариант встречается довольно таки редко.
Для траверсов или прохождения участков с жесткой снежной поверхностью хороши изогнутые канты. Существует 2 модификации сплитбордов, оснащенных Magnе Traction. Это Jones Solution Split и Gnu Billi Boat Split. Другие производители пока не используют эту технологию.
Скользяк у сплитбордов представляет собой аналог поверхности любого сноуборда для использования за пределами трасс. Спеченный вариант (sintered) считается скоростным и стойким к повреждениям. Правда, расход парафина у него достаточно большой.
Виды креплений для сплитбордов
Технологи продолжают работать над крепежными элементами. На данный момент крепежи представлены в трех вариантах:
1. Voile Kit;
2. Union Expedition;
3. Крепежи Voile либо Spark;
4. Karakoram.
Платформа Voile Kit предназначена для постановки на сплитборд обычных сноубордических креплений. Снизу к креплению при помощи болтов присоединяется основа, вставляющаяся во время спуска в специальные направляющие Puck Set, зафиксированные под определенным углом. При подъеме передняя часть основы с фиксатором-осевой шпилькой и защелкой крепится к направляющей, предназначенной для ходьбы. Под пяткой находится подпорка, которую нужно приподнять на крутом подъеме и опустить на плоской поверхности. Иногда встречаются двойные подпорки, имеющие две ступеньки разной высоты.
У таких креплений есть одна особенность: при поднятой двойной подпорке невозможно ходить с кошками, передвигаться получится только по плоскости. А вот одинарное приспособление дает возможность использования кошек и ходьбы вверх. Соответственно, приходится выбирать между легкостью движения по фирну и широким диапазоном позиций.
Плюсами Voile Kit считаются:
1. Быстрая перестановка креплений для ходьбы и езды;
2. Возможность использования стандартных креплений;
3. Доступная стоимость;
4. Наличие в российских магазинах.
К минусам относятся:
1. Увеличенный вес крепежа из-за дополнительных платформ;
2. Непревычные ощущения в момент перекантовки за счет более высокой позиции креплений в собранном состоянии;
3. Выкручивание направляющих, которые нужно постоянно контролировать и иметь при себе шаблон для постановки.
Крепления Union Expedition. Компания Union уже давно работает на рынке креплений для сноуборда и занимает лидирующие позиции в этом сегменте. Крепления этого производителя зарекомендовали себя как технологичные, прочные и удобные в использовании устройства. Относительно недавно, точней к сезону 2017-2018, компания представила свои первые крепления для сплитборда Union Expedition. Данные крепления являются их собственной разработкой.
Плюсами креплений Union Expedition можно считать:
1. Доступная стоимость комплекта. Относительно стоимости креплений других производителей, стоимость всего комплекта весьма низкая.;
2. Простота установки;
3. Возможность установки на обычный сноуборд;
4. Наличие в Российских магазинах;
5. На самих креплениях установлены упоры для изменения угла крепления при подъёме;
6. Простая регулировка угла хайбека из режима езды в режим ходьбы и обратно;
7. Простота перестановки в положения ходьбы и езды;
8. Сохранение привычной стойки на спуске;
К недостаткам можно отнести:
1. Незначительный люфт. Правда данный недостаток легко устраним более точной затяжкой и регулировкой;
Облегченные крепления Voile или Spark без пятака сочетаются с базой-платформой, которая ставится на направляющие.
Преимущества этого варианта заключаются в:
1. Быстрой перестановке креплений в любое положение;
2. Небольшом весе;
3. Сохранении привычной стойки на спуске;
4. Демократичная цена.
У этих креплений есть и недостатки:
1. Первый – раскручивание направляющих, как и в предыдущем виде;
2. Второй – крепления не подойдут для обычного сноуборда, т.е. для сплитборда их придется покупать отдельно, что означает дополнительные траты и вес при перевозке в самолете.
Легкие крепления Karakoram устанавливаются на отдельную платформу и обладают особой системой фиксации. Функционал модели считается лучшим из всех существующих вариантов.
Преимуществами креплений являются:
1. Небольшой вес направляющих и крепления;
2. Простота перестановки в положения ходьбы и езды;
3. Возможность фиксации пятки в положении ходьбы;
4. Установка кошек без выстегивания;
5. Повышенный контроль над сплитбордом на спуске за счет качественной фиксации.
К недостаткам в данном случае относится:
1. довольно высокая цена;
Есть еще вариант крепления под жесткие скитурные ботинки, такие приспособления выпускают Voile и еще несколько брендов, но ограниченным тиражом. В РФ система неизвестна.
Крепления для сплитборда каждый выбирает по своему вкусу и возможностям. Конечно, Karakoram – самый привлекательный вариант, но такие крепления обходятся в 700-1000 долларов. Оптимальная модель по соотношению цены и качества – Union Expedition. Система крепления без шпилек от Voile и Spark сегодня доступна в улучшенном исполнении, но развитие технологий не стоит на месте. Возможно, в ближайшем будущем появится что-то совершено новое и очень удачное.
Камус
Камуса бывают синтетическими, мохеровыми и микс. Самые дешевые – синтетические изделия, прекрасно справляющиеся с влажностью. Однако скольжение у них хуже, а износ – быстрее, чем у других вариантов.
Мохер хорошо скользит и превосходит синтетику в плане надежности. Однако материал боится мокрого снега, стоит недешево и стирается быстро.
Оптимальным сочетанием является микс – долговечные, устойчивые к разным погодным условиям и доступные по цене камуса. Изделия продаются в готовом виде, с петлей из металла для крепления к носу сплитборда, а также ремешком-клипсой, фиксирующим камус на хвосте. Можно купить изделия с односторонним креплением.
В продаже есть камуса в виде широкой ленты, из который можно нарезать нужные изделия самостоятельно. Хорошо смотрятся вырезанные точно по форме половины сплитборда камуса. Конечно, снаряд шире стандартных лыж, поэтому найти подходящий камус бывает проблематично. Однако даже если камус окажется чуть уже сплита, это не станет проблемой. Речь идет о недорогом решении, но придется самому приделывать петлю для крепления камуса.
Камусу необходим тщательный и постоянный уход. Даже синтетика портится под постоянным действием влаги и загрязнения клейкого слоя. Именно поэтому по вечерам камус нужно хорошенько просушивать, но не на батарее. Перевозят камуса при помощи особой сетки, проложенной между клейкими слоями. Такую сетку можно приобрести отдельно либо отрезать кусок от обычной оконной. Сетку следует проверить на предмет прочности, ведь если она раскрошится, придется удалять осколки пластика из клейкого слоя.
Кошки
На жестком насте камус удерживает достаточно хорошо. Но если попадутся наледи большой площади либо «бетон» на склонах с хорошим градусом, такое приспособление уже не спасет. Зато кошки обеспечат удобство передвижения и безопасность.
Кошки для сплитбордов производятся брендами Atomic, Spark, Voile и Karakoram. Выбирать кошки нужно по марке креплений, поскольку они адаптированы друг к другу.
Как выбрать сплитборд?
В настоящее время выпускается порядка шести десятков моделей сплитбордов, сделать правильный выбор довольно сложно. Этот вопрос следует рассматривать комплексно, с учетом различных факторов. Например, если покупать дорогие легкие крепления не планируется, нужно оценить вес самого снаряда. Если в основном предстоит восходящее движение, стоит обратить внимание классические конструкции, подобрать камуса и кошки.
Если хочется добиться красивого катания – подойдет яркий твинтип гибридной геометрии. Для больших высот лучше выбрать максимально простые крепления, чтобы не тратить на них время на холоде и на ветру. Для любителей пуха и глубокого паудера идеальным вариантом будет ласточкин хвост с широким носом.
Так, что господа дерзайте, чем смогли тем помогли, удачи вам в ваших начинаниях. 🙂
Вы можете так же ознакомиться со следующими статьями:
- Как выбрать сноуборд для фрирайда (Freeride)
- Как выбрать горнолыжный или сноубордический рюкзак
- Зачем нужна рация и как её выбрать? Что можно, а что нельза?
- Так же Вы можете ознакомиться с нашим разделом туризм